Спойлер
ТАСС
С пятницы по воскресенье в Москве и многих городках Рф проходит стачка таксистов. В целом она оправдала самоназвание «тихая». Невзирая на приличное количество участников, от тыщи до 2-ух, она фактически не была увидена ни клиентами, ни онлайн-агрегаторами, против которых, фактически, и бастовали водители. Но это был пробный шар. Последующий раз таксисты могут оборвать сотрудничество с «Yandex. Такси» и Gettaxi уже на неделю, а их количество может значительно возрости. Так в чем, фактически, конфликт?
По сути, во всем повинет кризис. Расходы таксистов на лизинговые платежи, страховку и бензин выросли, в то время как онлайн-агрегаторы продолжают соперничать вместе за клиентов. «Такие компании, как «Yandex. Такси», Uber, Gettaxi, на нынешний момент соревнуются меж собой, у кого тариф дешевле. Это на фоне того, что все дорожает: дорожают машины, дорожают продукты. Тарифная политика, которая сложилась на рынке, закончила устраивать проф общество таксистов», — поведал «Новейшей» председатель Межрегионального траспортного профсоюза Роман Круглов.
«Мы осознаем, что в разгар денежного кризиса резкое подорожание приведет к оттоку пассажиров, но призываем учесть все грани рынка, — развивает тему председатель публичного движения «Форум Такси» Олег Амосов. — На наших плечах лежат расходы по лизингу, по обслуживанию автомобилей и парков и содержание диспетчерских служб. Потому проф общество должно само регулировать тарифы, привязывая их ко всем составляющим рынка, к цены бензина в том числе. Бизнес не может быть с отрицательной рентабельностью».
Но в данный момент тарифы определяют или таксопарки, или те же онлайн-агрегаторы, наикрупнейшие посреди которых как раз русский сервис «Yandex.Такси», израильская Gettaxi и глобальный проект Uber, в который инвестировал Гугл. Для тех, кто никогда не воспользовался обслуживанием, объясним, как это работает. Возможный клиент через веб-сайт агрегатора либо, что еще удобнее, через приложение на телефоне делает заказ. У каждого сервиса есть своя сеть водителей, положение которых всегда фиксируется при помощи геолокации. Те из их, кто поближе к клиенту, получают автоматическое предложение подвезти его в подходящую точку. Кто 1-ый берет заказ, тот его и исполняет. Таксистам это прибыльно — возрастает количество клиентов. Но, как нетрудно представить, за это приходится платить. И речь не только лишь об определенном проценте от цены заказа. Приходится соглашаться с тарифной политикой оператора и с тем, что по итогам поездки клиент ставит для тебя оценку, от которой потом зависит возможность получения нового заказа.
Более тривиальной предпосылкой, побудившей таксистов к стачке, по словам Олега Амосова, стало повышение выплат «Yandex. Такси» до 20%, другими словами вдвое. Но этим претензии таксистов далеко не исчерпываются. «Шофер в качестве личного бизнесмена впрямую не может подключиться в системе рассредотачивания заказов, только через посредников, у каких ничего нет, не считая партнерского контракта с «Yandex’ом». Эти «ООО Посредники» добавляют к тому же свои проценты. Время от времени шофер дает с заказа до 35%. Проехал он, представим, за 1000 рублей, заплатил 35% агрегатору, 13% вычло правительство, необходимо издержать средства на сервис авто и бензин. В итоге у водителя в наилучшем случае остается рублей 250».
Чем бастующим не нравится Gettaxi, понять труднее. Ведь компания в некоторых случаях не только лишь не конфискует средства, но к тому же доплачивает. «С первого декабря мы ввели новые тарифы для наших юзеров. Были доступны недлинные поездки, и тарификация наша начинается от 50 рублей, это означает, что если недлинные поездки клиенты совершали ранее с «бомбилами», то сейчас у их есть возможность заказать официальное такси за маленькие средства на недлинные поездки в том числе. Это означает, что мы дали дополнительную работу для наших водителей для того, чтоб им было любопытно эти заказы делать, мы им доплачиваем до малой для их поездки на сумму 350 рублей. Другими словами, представим, если поездка была на сумму 100 рублей, то мы доплачиваем водителю 250 рублей», — поведал «Новейшей газете» генеральный директор Gettaxi в Рф Виталий Крылов.
Представители бастующих таксистов это подтверждают, но боятся, что после окончательного раздела рынка «большой тройкой» средства им платить закончат. Uber типо уже закончил переводить подобные призы. Получить комменты компании оказалось нельзя, так как у нее нет кабинета в Рф.
Основная претензия таксистов к Uber — что сервис заключает соглашения «с кем попало», но не с специалистами. «Человек, который работает на полосы по «25 часов в день» и работает как зомби, более увлекателен «Yandex’у», Gettaxi либо Uber, чем проф такси. Uber не воспринимает на работу официальных таксистов, у каких получено разрешение, только нелегалов», — негодует Олег Амосов. Многие его коллеги также считают, что онлайн-агрегаторы усиливают конкурентноспособные достоинства «понаехавших» в сопоставлении с теми, кто ездит с шашечками.
Но главное требование все-же — изменение тарифной политики агрегаторов, подстраивание ее под экономические интересы таксистов. Фавориты стачки не понимают, из чего складываются цены, которые диктует тот же «Yandex».
На этот вопрос «Новейшей газете» ответил Тигран Худавердян, управляющий направления мобильных программных товаров компании: «Малый заказ по тарифу «Эконом» включает всего 10 минут поездки и стоит днем менее 199 рублей, а ночкой и в выходные дни — в границах 249. Дополнительное время оплачивается по тарифам не выше 14 рублей в минуту в дневное время и 15 рублей в минуту ночкой и в выходные».
В пресс-службе компании пояснили, что с переходом на эту тарифную сетку в мае 2014 года число клиентов подросло на третья часть, другими словами они отвечают требованиями рынка.
И в «Yandex. Такси», и в Gettaxi «Новейшей газете» заявили, что готовы к переговорам с партнерами. Но пока нельзя говорить ни о формате, ни о возможных сроках.
Отметим, что экономические войны меж проф таксистами и онлайн-агрегаторами — не чисто русская коллизия. Напротив, «уберизация» — глобальный тренд, встречающий более глобальное противодействие. В июне прошедшего года акции таксистов против мобильного приложения сразу прошли в Лондоне, Париже, Мадриде, Барселоне, Берлине, Гамбурге, Мюнхене, Риме, Милане. И они совсем не были тихими. В столице Англии, например, протестующие на автомобилях блокировали Трафальгарскую площадь, в Берлине центральные улицы перекрыли около сотки авто. Необычным было присутствие в перечне бастующих Мадрида, где Uber к тому времени еще не работал. Вобщем, испанцы — те еще трудоголики.
По сути это конфликт не меж онлайн-сервисами и таксистами, а меж государством и рынком. Проф таксисты ведь оказываются неконкурентоспособны поэтому, что обязаны брать лицензии (в Европе — очень дороги) и платить налоги. Так что либо системе муниципального регулирования придется перестроиться, что было бы здорово и для таксистов, и для клиентов, или — и это более возможный сценарий — бюрократия в скором времени доберется и до онлайн-агрегаторов.